Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях


ВЕЛОСИПЕД – «БЫСТРЫЕ НОГИ»


   В переводе с латинского велосипед означает «быстрые ноги». Изобретателем велосипеда был русский крепостной Ефим Артамонов. За то, что ездил по Екатеринбургу на «диковинном самокате» и пугал лошадей, «был бит розгами» в 1800 году. Оправившись от побоев, изобретатель отправился на своем самокате из Нижнего Тагила в Петербург, преодолев расстояние свыше 3000 километров и проезжая за день свыше 120 километров. Из Петербурга Артамонов направился в Москву, проехав еще 700 километров, и попал в то время, когда там проходили торжества по поводу коронации Александра I. Самокат был замечен, а изобретателю пожаловали 25 рублей и дали вольную. Вот такая история.

   В настоящее время велосипед стал любимым средством передвижения, видом спорта и туризма, особенно среди молодежи.

   Весной и летом на улицах и дорогах Смоленщины появляется много велосипедистов, что резко усложняет движение других транспортных средств даже при идеальном выполнении велосипедистами Правил дорожного движения (ПДЦ).

   Велосипед очень маневрен, но недостаточно устойчив, особенно на поворотах. Велосипедист является водителем транспортного средства и поэтому обязан знать ПДЦ. Кстати, управлять велосипедом при движении по улицам городов, автомобильным дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет. Обучение езде в этих местах запрещается, причем не только подростков и детей, но и взрослых.

   Велосипед должен иметь тормоз и звуковой сигнал. Исправное техническое состояние велосипеда является основой безопасности движения. Ездить с наступлением темноты можно лишь при наличии освещения, зажженного фонаря спереди.

   Движение на велосипедах разрешается только в крайнем правом ряду как можно ближе к тротуару или обочине. При наличии велосипедных дорожек велосипедисты обязаны двигаться только по ним.

   Для обгона гужевой повозки, другого велосипедиста или объезда стоящего транспорта придется выезжать на полосу, по которой двигаются другие транспортные средства.
Поэтому перед таким маневром велосипедисту следует подать сигнал поворота рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и обязательно согнутая в локте под прямым углом (кистью вверх). Сигналу правого поворота соответствует правая рука, вытянутая в сторону, или левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом (кистью вверх). Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

   При повороте налево необходимо следить за тем, чтобы не создавать помех другим водителям, которые начали обгон.

   Езда на велосипедах запрещается по тротуарам и пешеходным дорожкам садов, парков, бульваров.

   Нередко подростки используют велосипед как развлечение и спорт. Желая показать свое мастерство перед сверстниками, они отпускают руль и едут, скрестив руки на груди. Однако малейшая неровность дороги, масляное пятно на ней, неловкость в движении – и в результате теряется устойчивость, а потом следует и падение, что представляет серьезную опасность наезда на велосипедиста близко идущего транспорта, водитель которого не ожидает такой внезапной помехи его движению.

   Очень опасно цепляться велосипедисту за борт движущегося грузового автомобиля. Отцепившись, велосипедист теряет устойчивость и может выехать на полосу встречного движения.

   Водителям велосипеда запрещается перевозить пассажиров, кроме детей до 7 лет (на дополнительном сиденье, оборудованном подножками), а также запрещается перевозить груз, который выступает на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.

   Велосипедисту запрещается поворот налево на дорогах с трамвайной линией и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. В этом случае водитель должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила для пешеходов. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов.

   Одной из причин не снижающегося уровня дорожного травматизма велосипедистов является то, что они в подавляющем большинстве не знают Правил дорожного движения, особенно если они по своей профессии не связаны с дорожным движением.


Содержание раздела