Психология безопасности труда


Организация предметного действия в сфере информационных процессов


Как известно, основными компонентами (составляющими) процесса труда, т. е. предметного действия, являются, с одной стороны, предмет труда, орудия труда, окружающая среда, и, с другой — субъект труда.

Приступая к объяснению организации предметного действия, детализируем, в свою очередь, субъект труда: органы чувств,

93

центральная нервная система (ЦНС), «моторный выход» — мышцы.

Как отмечено в под разд. 7.1, определяющей в предметном действии является цель, на достижение которой оно направлено. Такая цель в сознании человека актуализируется в виде некоторого образа цели. Под воздействием желаемой цели действия и общего мотива деятельности возникает соответствующая настройка ЦНС и органов чувств на восприятие информации, необходимой для достижения цели. Поэтому человек оценивает внешние компоненты процесса труда (предмет труда, его орудия и Среду) с позиции того, что должно появиться в результате выполнения действия. Все эти сведения о существующей внешней обстановке (обстановочную афферентацию) воспринимаются органами чувств человека (по зрительному, тактильному, кинестетическому и другим каналам) и соотносятся в его сознании с указанным выше образом цели.

Если существующая ситуация совпадает с желаемой, то это означает, что потребная цель уже достигнута и, следовательно, в данном действии нет необходимости.

Если между существующим положением вещей и целью имеется расхождение, то в сознании человека формируется новый образ. Поскольку предметное действие (процесс труда) призвано устранить это расхождение и свести существующую ситуацию к той, которая предусмотрена целью, то данный образ определяется как «образ задачи» действия. Итак, образ задачи, сложившийся под влиянием потребной цели действия и общей мотивации деятельности, определяет, что нужно делать.

Толчком к началу действия (так называемой санкционирующей афферентацией) обычно служат соответствующие внешние сигналы, указывающие, когда нужно начинать действие.

На вопрос о том, как выполнять действие, ответ находится в результате нескольких этапов преобразования информации.


А как же эмоциональная сторона смысла предметного действия влияет на его организацию?

Поскольку с помощью отдельных предметных действий человек стремится достичь цели деятельности и это позволяет ему удовлетворять потребности, соответствует его мотивам, то, очевидно, он не может равнодушно относиться к прогрессу их выполнения. Уже сам факт, что человек не всегда уверен в полном успехе выполнения предстоящих действий, И. П. Павлов расценивал как причину возникновения определенных эмоций.

Эти эмоции, с одной стороны, будут возрастать, если от выполняемых действий будет, непосредственно зависеть успех всей данной деятельности. С другой стороны, данные эмоции будут увеличиваться тем больше, чем более нежелательными могут оказаться последствия в случае невыполнения этого действия. При этом, чем большей будет представляться рабочему такая опасность, тем более сильные эмоции будут заключаться в смысле данного действия и будут связаны с его выполнением.

Как же все эти эмоции отразятся на организации и течении предметного действия?



Установлено, что в сложных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий, у человека возникают эмоциональные реакции, выраженные в эндокринных, вегетативных, двигательных и других изменениях функций, которые порождают энергетическую мобилизацию организма, направленную на приведение его в состояние готовности к интенсивной трате сил и преодолений трудностей и опасностей на пути к цели.

В ситуации опасности, угрозы у человека порождается защитная деятельность, направленная на предвосхищение данной категории опасности, на устранение или уменьшение ее нежелательного воздействия. При угрозе активизируются, способствуя быстрому поиску решения, различные психические сферы индивида — процессы мышления, памяти

Итак, то действие, которое представляется человеку сложным и опасным, от выполнения которого зависит успех Данной деятельности, порождает у него эмоции и связанную с Ними энергетическую мобилизацию организма, что способствует успеху выполнения некого действий.




На начальном этапе осуществляется подготовка информационной базы. Образ возникающей задачи соотносится с существующими в памяти субъекта представлениями о том, насколько успешно (надежно) подобные задачи решались в прошлом. Исходя из такого соотнесения, складывается представление о степени сложности (неопределенности) данной задачи относительно искомого решения.

94

В соответствии с этим представлением организуется информационное обеспечение задачи: сбор различных сведений о состоянии предмета и орудий труда, окружающей среды и их взаимосвязи, т. е. создается необходимая ориентировочная афферентация. К этим сведениям добавляются извлекаемые из памяти знания об особенностях подобных задач, о правилах и ограничениях, которые налагаются на их разрешение.

После подготовки информационной базы начинается следующий этап поиска ответа на вопрос, как решить задачу, — актуализация в памяти вариантов и выбор подходящего решения. Если избранный вариант принимается к использованию, для его реализации выбирается соответствующее действие, адекватно ему включается моторный выход, при посредстве орудий человек воздействует на предмет труда.

При этом по каналу обратной связи (обратной афферентации) будут поступать сведения о ходе выполнения предметного действия и его результатах. Если полученный результат совпадает с образом ожидаемого, то цель оказывается достигнутой и предметное действие законченным.

Нас, безусловно, должен интересовать вопрос о безопасности выполнения предметного действия. В практике используются различные методы актуализации условий безопасности предметного действия в сфере информационных процессов;

— специальный инструктаж перед выполнением работ повышенной опасности;

— организация контроля выполнения правил безопасности труда;

— установка специальных знаков безопасности, табло, сигнализации и т. д.

При рассмотрении основных информационных процессов, образующих предметное действие, фигурировали отдельные, сдвинутые по времени этапы этого процесса. Предметное действие получается растянутым во времени, если человек только осваивает это действие или задача представляется неопределенной и сложной.При выполнении же хорошо освоенных действий рассмотренные процессы сокращены и свернуты во времени. Это достигается тренировками, опытом и выработкой автоматизма действий.

95

93 :: 94 :: 95 :: Содержание



96

В результате многократных появлений в деятельности рабочего примерно одних и тех же действий и связанных с ними эмоций у него формируется соответствующая установка к выполнению данного действия, выраженная в неосознанной перенастройке чувствительных и мышечных структур организма к его выполнению и соответствующему эмоциональному (энергетическому) подкреплению.

Поэтому всякий раз, когда рабочему предстоит выполнить действие определенной степени сложности и опасности, в его организме создается соответствующая готовность нервных структур такого энергетического уровня, который адекватен сложности, важности и опасности предметного действия.

Следует отметить, что сложившееся у рабочего и закрепленное в установках отношение к отдельным предметным действиям может проникать в орудийную сферу его деятельности и распространяться на его орудия труда .и средства (так, например, у летчика сложилось ярко выраженное эмоциональное отношение к ручке катапультирования).

Если объединять все сказанное об эмоциональной стороне смысла предметного действия, то легко заметить взаимосвязь между рядом упомянутых выше факторов. Здесь образуется замкнутый контур следующих связанных между собой событий:

имеется задача — выполнить предметное действие;

представление об этой задаче соотносится с представлением о том, как решались эти задачи в прошлом (с надежностью их решения; с опасностями, имевшими место при их решении; последствиями, возникавшими в случае неудачи т. п.);

на основе такого сопоставления создается представление о степени значимости возникшей задачи.

Чем более значимой задача представляется индивиду, тем более высокие уровни эмоций, а следовательно, и энергетической мобилизации она порождает, что, в свою очередь, способствует успешности ее разрешения.

Из взаимосвязи названных факторов образуется схема саморегуляции с отрицательной обратной связью. Активация нервной системы и энергетическая мобилизация организма возникает непроизвольно: достаточно человеку только осознать важность, опасность действия, чтобы в его организме сама собой возникла готовность к преодолению ожидаемых трудностей и опасностей.



97

Очевидно, нецелесообразно перед выполнением ответственных и опасных действий говорить рабочему: «будь внимателен», «будь осторожен». Значительно целесообразнее и проще доводить до сознания рабочего всю важность и опасность задачи. Значимость будет вызывать активизации» нервной системы и мобилизацию энергетических ресурсов человека и тем самым способствовать успешности и безопасности выполнения действия.

Как показывает анализ аварий и несчастных случаев, их основной причиной являлась недооценка человеком степени значимости возникшей задачи, а, следовательно, и неиспользование собственных возможностей по избежанию указанных ситуаций.

Саморегуляция непосредственно предусматривает наличие у человека необходимой подготовки и соответствующих профессиональных качеств.

таким образом, мы рассмотрели две схемы организации (саморегуляции) предметного действия, отражающие два аспекта заключенного в нем смысла: его информационную и эмоциональную стороны. Это разделение единого процесса предметного действия чисто условное.

Фактически, при совмещении этих двух схем выявляется общность и взаимосвязь процессов и механизмов саморегуляции на следующих этапах:

на I — возникшая задача соотносится с представлением о надежности решения подобных задач в прошлом;

на II — складывается суждение о сложности, опасности этой задачи, что выражается в ее неопределенности и значимости;

III этап регуляции состоит в ответных реакциях организма на данную задачу: а) в сфере информационных процессов неопределенность задачи компенсируется за счет интенсификации этих процессов; б) в сфере эмоциональных проявлений — за счет активизации нервной системы и мобилизации энергетических ресурсов организма.

В заключение анализа механизмов организации предметного действия нужно отметить, что рассмотренные схемы саморегуляции в значительной мере обуславливают протекание всей предметной деятельности. Если цель и мотивы предопределяют общее направление устремлений человека, то значимость и степень неопределенности отдельных действий определяют распределение его энергии и информационной нагрузки между отдельными действиями этой деятельности.

98

96 :: 97 :: 98 :: Содержание


Содержание раздела