Психология безопасности труда

Принципы и методы отбора


Первый принцип этапность: медицинские показания, степень пригодности работника, контрольный этап.

Основная задача отбора по медицинским показаниям состоит в том, чтобы исключить лиц, которые по состоянию здоровья не могут выполнять те или иные виды деятельности. Эта задача негативная — определение непригодности того или иного контингента. Более подробное содержание этого этапа будет рассмотрено в следующем подразделе.

Вторым этапом отбора должно быть определение степени пригодности индивидуума для выполнения профессиональных обязанностей или для обучения. Основной трудностью здесь является установление объективных, строго фиксированных критериев. Критерии могут изменяться под влиянием ряда условий, в частности, факторов внешней среды, допустимого времени обучения и т. д. Отсюда вытекает необходимость деления всего отбираемого контингента на три группы: безусловно пригодных, условно пригодных, непригодных.

Безусловно пригодные — лица, которые будут успешно выполнять свои обязанности.

Условно пригодных можно разделить на две категории:

1) лица, справляющиеся со своими обязанностями, но допускающие ошибки, обусловленные некоторыми изменениями параметров действующих на них факторов;

2) лица, нуждающиеся в увеличении сроков обучения и изменении режимов тренировки.

Непригодные — лица, которые не могут работать в качестве специалистов (на конкретной должности).

Третий этап является контрольным. В его задачу входит: своевременное выявление среди обучающихся или уже работающих специалистов

140

тех лиц, которые не могут выполнять свои функции вследствие появления неблагоприятных изменений их первоначального состояния, определение правильности и точности первых этапов отбора и выявление их слабых сторон.

Второй принцип — активность отбора. В настоящее время существует тенденция сузить контингент отбираемых лиц путем ужесточения требований. Очевидно, этот путь имеет право на существование — он наиболее легкий. Однако имеются и другие пути, например, активный отбор. Суть его состоит в построении (организации) системы отбора в неразрывной связи с использованием других путей повышения эффективности трудовой деятельности.
К ним следует отнести:



— внедрение эффективных систем обучения;

— оптимизацию режимов тренировки;

— внедрение средств повышения функциональных характеристик человека;

— рациональную автоматизацию ряда операций и т. д.

Особо следует подчеркнуть важность разработки способов развития недостаточно совершенных психических качеств, выявляемых при отборе. Путем специальной индивидуализированной тренировки можно существенно улучшить такие качества, как чувство времени, скорость реакции и др.

Для успешного, решения задачи отбора необходима определенная методика, наиболее важными качествами которой являются: информативность, адекватность, прогностичность.

Под информативностью методики понимается ее способность доставлять наиболее полные сведения о состоянии исследуемой функции. Под адекватностью — соответствие данных, полученных с помощью этой методики, тем, которые можно было бы получить при исследовании функции в реальных условиях.

Наконец, прогностичность методики обуславливает наиболее полное раскрытие будущих свойств, того или иного психофизиологического качества при реальной работе или обучении специалиста.

Психологическое изучение человека проводится комплексно и включает следующие основные методы исследования: беседа, самоотчет, наблюдение, тестирование.

Это обусловлено тем, что при любом исследовании, проводимом на человеке, мы сталкиваемся с целым рядом индивидуальных особенностей, формирующих то, что мы называем индивидуальностью.

141

Эти особенности определяются совокупностью условий, в которых формируется человек.

Одной из задач психофизиологического исследования при отборе является оценка роли этих условий (факторов) в формировании поведения человека, поскольку они будут сказываться в будущем на выполнении им своих профессиональных обязанностей.

Беседы и наблюдения — единственные удобные методы выявления при отборе таких качеств, как целевая установка, чувство долга и ответственности, интерес испытуемого, трудолюбие, застенчивость, обидчивость и т.


п.

Следует отметить, что наблюдение применимо чаще всего к узкому кругу отбираемых лиц. Оно очень действенно в случаях не столько отбора, сколько подбора функционально взаимодействующих лиц, а также когда экспериментатор не ограничен во времени.

Самоотчет в практике отбора не имеет самостоятельности. Он входит составной частью в беседу.

Все более широкое применение при отборе находит тестирование. Тесты позволяют получить количественные параметры испытуемого (принимаемого на работу) и отдать предпочтение набравшему большее количество баллов.

Несколько шире остановимся на двух методах исследования — беседы и наблюдения

Метод беседы. В зависимости от целей отбора, от имеющегося в распоряжении Времени, особенностей экспериментатора (начальника) беседа может проводиться им как свободный разговор двух собеседников или как анкетный опрос. Поэтому следует различать развернутый и сокращенный методы беседы (нестандартизованный и стандартизованный виды интервью). Независимо от принятого метода беседы необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:

— ознакомиться с общими анкетными данными принимаемого на работу и его личным делом;

— выявить общие и частные задачи, которые предполагается решить в процессе беседы;

— составить план беседы, определить главное направление разговора и четко сформулировать основные, ключевые вопросы к испытуемому в общем ходе беседы (прямые и косвенные вопросы);

— подготовить помещение для беседы.

142

При развернутом методе беседы успех опроса в значительной мере зависит от такта руководителя, от умения расположить к себе собеседника и вызвать его на непринужденный разговор. Несмотря на то, что беседа должна проводиться в свободной манере, следует придерживаться определенной схемы, чтобы не упустить важные вопросы и записать полученные сведения.

Следует обращать внимание на отношение испытуемого к тому или иному затронутому в беседе вопросу. Отношение его может быть безразличным, рассудочно положительным или отрицательным, негативно и позитивно эмоционально окрашенным.


Очень важно выяснить причины этого отношения, установить, связаны ли они с особенностями личности или являются результатом случайного стечения обстоятельств.

Очень осторожно следует относиться к постановке вопросов к испытуемому о наличии того или иного качества. Практика показывает, что ответ на такие вопросы чаще всего бывает ситуационный и не отражает действительного положения вещей. Целесообразно задавать косвенные вопросы или спрашивать мнение человека, приводя ему различные предполагаемые ситуации. Сравнение ответов на прямые и косвенные вопросы позволяет пролить дополнительный свет на характеристики испытуемого.

В итоге можно выделить следующие основные направления развернутого метода беседы:

— использование типовой схемы беседы;

— направленность личности;

— характерологические особенности;

— особенности памяти, мышления.

Выводы и заключения по результатам беседы обычно делаются с учетом результатов наблюдений за поведением человека в процессе беседы.

Сокращенный метод беседы (по объему и времени) может быть достигнут двумя путями: за счет исключения ряда вопросов; посредством такой постановки вопросов, которая позволяет отвечать лаконично (в дихотомическом плане).

Последний способ имеет то преимущество, что дает возможность получить материал в виде, удобном для статистической обработки.

Результаты беседы целесообразно регистрировать на специальном бланке, в графах которого записываются и результаты наблюдений за поведением человека.

143

Метод наблюдения. Наблюдение еще в большей степени, чем беседа, дает достоверный материал для психологической характеристики при условии достаточного опыта руководителя (экспериментатора), умения замечать и правильно трактовать те или иные особенности в поведении испытуемого.

Метод наблюдения давно используется в психологии. Наиболее распространены пассивный и активный методы.

При пассивном методе наблюдения руководитель проводит наблюдения за испытуемым в различных ситуациях, создаваемых самой жизнью. Наиболее часто приходится вести наблюдения при выполнении человеком его обычной трудовой деятельности или в период беседы.



Следует придерживаться определенного плана наблюдения. Прежде всего нужно обратить внимание на то, как испытуемый вошел в помещение. Имеет значение нога на стуле, положение рук, отношение к новой для него обстановке. Отметить, легко ли испытуемый вступает в разговор, охотно ли и как отвечает на вопросы. Необходимо обратить внимание на особенности эмоциональных реакций, движения, мимику, жесты, находчивость, наличие вегетативных реакций (побледнение, покраснение лица, появление капелек пота и т. п.).

Активный метод наблюдения называют также «естественным экспериментом» или «ситуационным тестом». Сам метод наблюдения остается тем же, что и описанный выше. Но если при пассивном методе руководитель вынужден наблюдать испытуемого в условиях, случайно созданных жизнью, или в специфических условиях беседы, то при активном методе условия создаются самим экспериментатором. Например, для того чтобы оценить скорость и координированность двигательных реакций у детей, с ними можно провести подвижные игры и наблюдать в этой ситуации.

Естественный эксперимент может играть большую роль в оценке эмоционально-волевых и мотивационных качеств человека.

Руководитель, планирующий такой эксперимент, обязан до деталей продумать весь его «сценарий» и возможные последствия. Понятно, что при этом не должны нарушаться правила этики.

Испытуемый не должен знать или даже подозревать о «неслучайности» ситуации, в которую он попадает, и о том, что за ним ведется специальное наблюдение.

144

Специфической формой естественного эксперимента, проводимого при профессиональном отборе, является наблюдение за испытуемым в процессе классных учебных занятий, при работе на тренажерах, стендах и при непосредственной профессиональной деятельности.

145

140 :: 141 :: 142 :: 143 :: 144 :: 145 :: Содержание


Содержание раздела