Психология безопасности труда


Производственные качества


64 :: 65 :: 66 :: 67 :: 68 :: Содержание

6.2.4. Производственные качества

Наиболее распространенным производственным показателем рабочих, с которым принято соотносить уровень травматизма, является стаж работы. Поскольку рабочий стаж, как правило, тесно связан с возрастом, то попутно с изучением влияния стажа на частоту несчастных случаев обычно рассматривают и влияние на нее и возраста.

Для удобства изложения можно вести речь не непосредственно уровне травматизма, а о тесно связанном с ним показателе успешности работы. В начальный период становления рабочего успешность деятельности сильно прогрессирует по мере увеличения стажа работы, а затем ее рост постепенно замедляется. Этот факт подтверждается многочисленными исследованиями процесса освоения профессии (специальности) и выработки навыков.

В более простых профессиях успешность в первое время прогрессирует особенно быстро и замедление ее роста наступает раньше, чем при более сложных видах труда.

Возможности человека с возрастом, естественно, изменяются. До некоторого среднего возраста успешность постоянно повышается, причем не столько за счет развития биологического фактора, сколько за счет обогащения человека социальным опытом. Нужно заметить, что изменение

64

успешности на этом этапе происходит неравномерно: за период от 12 До 17 лет она возрастает значительнее, чем в интервале 25—30 лет. В некотором возрасте наблюдается вначале медленное понижение ряда биологических возможностей человека, а затем с годами более быстрое дряхление организма, так что к глубокой старости возможности человека падают до уровня беспомощного ребенка. В диапазоне трудовой деятельности (18—60 лет) успешность сохраняется примерно на одном уровне. А если учесть присущую человеку способность к саморегуляции, которая развивается с возрастом, то можно заключить, что человек будет успешно компенсировать то незначительное понижение физиологических функций, которое начинается после среднего, и сохранять до пенсионного возраста необходимую успешность в своем труде.


В молодые годы возможен лишь малый стаж. До известного предела стаж с возрастом должен расти. Поскольку в старшем и преклонном возрасте люди обычно редко меняют профессию, то и в этот период стаж должен определенно следовать за возрастом. В среднем же возрасте люди выдвигаются на более квалифицированные и высокооплачиваемые работы, и связь между возрастом и стажем становится уже не столь определенной.

Анализируя степень влияния стажа и возраста рабочих на аварийность, можно констатировать:

а) у людей младшего возраста (соответственно и с меньшим профессиональным стажем) несчастных случаев бывает больше, чем у людей старшего возраста;

б) фактически травматизм падает не в связи с большим возрастом, а за счет роста профессионального стажа.

Поэтому наиболее значительное влияние на аварийность оказывает стаж работы по профессии. Возраст же (в реальных пределах от 18 до 60 лет) сказывается на аварийности в меньшей степени. Хотя последнее обстоятельство надо серьезно учитывать при обучении молодых специалистов, так как фактор молодости сам по себе способствует травматизму, особенно в начале освоения профессии и, естественно, при малом профессиональном стаже. Это так называемый первый пик травматизма, пик проявления неопытности рабочего. При профессиональном стаже 5 лет (±2 года) обнаруживается второй пик несчастных случаев. У него другая психологическая природа, чем у первого пика, — это фактор неосторожности, недостаточной осмотрительности. Следовательно,

65



если первый пик травматизма обусловлен недостатком возможностей человека (из-за малого опыта), то второй пик является следствием не использования рабочим уже имеющихся у него возможностей (из-за самоуверенности при переходе с техникой на «ты»),

Хотелось бы остановиться еще на ряде аспектов, связанных с производственными качествами: плохое освоение профессии, работа не по специальности и др.

На каждом предприятии можно выделить группу работающих, травмирование которых связано не с высокими профессиональными качествами, а, наоборот, с плохим освоением профессии.


Это так называемые «перелетные птицы», которые по тем или иным причинам вовремя не приобрели определенной профессии. Желание легким путем получить большой заработок побуждает их часто менять место и род работы, осваивать новые профессии, не прилагая для этого необходимых усилий. В результате эти рабочие находятся все время на первых этапах освоения профессии, т. е. в периоде, Когда возникают травмы. Так у них накапливается сравнительно большой общий трудовой стаж, а отсюда нежелание быть учеником и учиться, что еще больше усугубляет конфликт и вытекающий отсюда травматизм.

Можно отметить еще одну группу работающих на предприятиях, но не по специальности, а на разных рабочих местах, которые зачастую получают травмы (это так называемые «подменщики»). Наряду с недостатком практических навыков у таких рабочих отсутствует устойчивый интерес к выполняемому труду, что, в свою очередь, вызывает ошибочные действия и приводит к несчастным случаям. Например, на погрузочных работах более 90% травм происходит с рабочими, в основные обязанности которых эти работы не входят, и поэтому они не имеют достаточных навыков для их выполнения.

Возникновению несчастных случаев может способствовать не только переход на работу не по специальности, но даже изменение характера или условий работы внутри одной и той же хорошо освоенной профессии. Так, опытный шофер после перехода с легковой машины на грузовую долгое время не может привыкнуть к ее большой инертности, что вызывает нарушение правил дорожного движения, непредусмотренные наезды на впереди идущий транспорт (поломку или аварию).

66

Говоря о несчастных случаях, связанных е работой ее по специальности, следует обратить внимание на сравнительно частые случаи травматизма при выполнении «посторонних работ», которые делают на производстве, но в личных целях. Если у рабочего отсутствует необходимое умение для выполнения такой работы и к тому же он старается, чтобы эту «левую» работу не заметило руководство, а поэтому спешит и волнуется, то здесь возникает особенно плодотворная почва для ошибок и травм.



В трудовой деятельности, как известно, принято выделять подготовительные, основные и вспомогательные операции.

Исследования показывают, что, например, у рабочих машиностроительного завода до 60% несчастных случаев возникает при выполнении основных трудовых операций, а при подготовительных и вспомогательных операциях — примерно поровну (по 20%). Из опыта известно, что при обучении по специальности (профессии) недооцениваются роль и опасность побочных операций. А ведь полученная рабочим травма и особенно ее последствия не становятся от этого побочными или второстепенными.

При изучении влияния производственных факторов на травматизм заслуживает внимания вопрос о том, в какой смене и на каком часу работы чаще всего возникают несчастные случаи.

Практические результаты показывают, что при работе в 1-ю смену травматизм достигает наибольшей величины через 1—2 часа после начала смены, а затем достигает абсолютного максимума к концу смены. Во 2-ю смену наиболее высокий уровень травматизма характерен для первого часа работы, так как, вероятно, до работы люди уже успевают утомиться. Затем он падает, а после обеда вновь возрастает.

Таким образом, наибольшее число несчастных случаев приходится на периоды минимальной биологической активности. Решающим же индивидуальным фактором в травматизме является утомление. Это подтверждает также и статистика несчастных случаев по дням недели — утомление наступает в четверг или пятницу, т. е. к концу трудовой недели.

И, наконец, на травматизм существенно влияет технический уровень производства, особенно степень механизации и автоматизации производственных процессов, способствующая существенному снижению аварийности (несчастных случаев).

67

Ценным качеством автоматизации является возможность: изолировать (или удалить) рабочего от опасных производственных факторов; исключить его пребывание в опасных зонах.

Однако автоматизация, устраняя одни трудности и опасности, порождает свои специфические — высокие нагрузки психического и эмоционального порядка.У человека возникает состояние монотонии, сопровождающееся ощущениями скуки, топтания на месте, что вызывает у него торможение, сонливость. Поэтому у пульта оператора человеку приходится за счет волевых усилий поддерживать высокий уровень произвольного внимания. Все это приводит к психической и эмоциональной напряженности, способствующей быстрому развитию утомления. А утомление, в свою очередь, порождает ошибки, приводящие к аварии (несчастному случаю).

Таким образом, руководителям предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности необходимо в своей деятельности, в организации охраны труда учитывать влияние всего комплекса индивидуальных качеств (психофизиологических, социальных, производственных) работников на предупреждение травматизма и обеспечение безаварийной работы.

68

64 :: 65 :: 66 :: 67 :: 68 :: Содержание


Содержание раздела