Психология безопасности труда


Психические процессы, связанные с безопасностью


К психическим процессам относятся: память, внимание, мышление и др.

Память — это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидуумом информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Запоминание тесно связано с забыванием. Установлено, что за первые 9 часов информация уменьшается от 100 до 35%. Следовательно, для восполнения утраченной информации необходимо проводить обучение, инструктажи.

Внимание — это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Это также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.

Для привлечения внимания к опасностям используются различные средства: звуковые (сирена, гудок, зуммер и пр.), зрительные (транспаранты, табло, лампочки сигнализации) и др.

Восприятие или перцепция — это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Персептивные образы имеют в основном полисенсорный характер, так как используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по технике безопасности должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться:

— актуальность и новизна информации;

22

— эмоциональность воздействия;

— лаконизм оперативных сообщений (например, текст из 3—6 слов);

— композиционная оригинальность и т. д.

Мышление — это процесс познавательной активности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Таким образом, мышление — это прежде всего речемыслительный процесс.

На основе персептивного образа осуществляется выбор решения.

Ошибочный выбор решения может происходить по таким причинам:



— неправильная оценка ситуации;

— недостаточность опыта;

— неправильное осмысление полученной информации на этапах от целеобразования до актуализации в сознании элементов деятельности с учетом их безопасности.


Ошибочное решение может привести к авариям и различным нарушениям, следствием которых являются несчастные случаи.

Наряду с речемыслительным уровнем важную роль в принятии решений играет эмоционально-чувственная сфера.

Чувства — это оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений, т. е. потребностей субъекта к значимым для него объектам. Чувства выполняют сигнальную и регулятивную функцию во взаимоотношениях субъекта с окружающей средой. Основными чувствами, способствующими травматогенным ситуациям, служат чувства утраты реальности (аутистичность), ложный стыд (фобии) и т. д.

Формы протекания чувств: чувственный тон, эмоции, аффекты, настроения.

Чувственный тон — это своеобразная эмоциональная окраска протекания психического процесса. Травматогенным фактором чувственного тона считаются идиосинкразии, т. е. болезненное отвращение к определенным раздражителям, приводящее к аллергиям.

Напротив, положительный чувственный тон, возникающий от эмоционально привлекательных звуков, запахов, цвета и движения, снижает степень риска и уменьшает утомляемость человека. На этих явлениях основано эстетическое оформление рабочей зоны, включая светоколористическое оформление помещений, функциональную музыку, дизайн и др.

23

Эмоции — это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными видами эмоций являются стенические и астенические.

Стенические эмоции: решимость, радость, воодушевление, азарт — побуждают к активным действиям, преодолению препятствий, устранению причин угрозы для человека.

Астенические эмоции: боязнь, страх, испуг, ужас — характеризуются уходом от борьбы, замыканием в себя, излишними переживаниями.

Естественно, что как те, так и другие виды эмоций связаны с темпераментом и характером человека, что будет рассмотрено ниже.

Эмоциональные проявления учитываются при отборе к определенным профессиям (летчики, хирурги и др.), а также к работам повышенной опасности (взрывные, верхолазные и пр.).

Аффекты — это эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие, характеризующиеся значительным изменением сознания, нарушением контроля за действиями (утратой самообладания)—тесно связаны с эмоциями.



Аффект служит главной эмоциональной травматогенной формой. В состоянии аффекта, например, отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После аффективной вспышки может внезапно наступить аффективный шок (разбитость, упадок сил, неподвижность, вялость).

Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным работам.

Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в меньшей степени является эмоциональной основой «в травматогенных ситуациях. Однако длительное эмоционально отрицательное настроение может привести к фрустрациям, т. е. к состоянию неспособности к активным действиям, при наличии объективно непреодолимых или субъективно воспринимаемых трудностей, что, в свою очередь, может привести к ослаблению организма и послужить причиной несчастного случая.

Большое значение для достижения цели после принятого решения имеет эмоциональноволевая сфера.

24

Воля — это форма психической активности человека, которая предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение ряда других стремлений и побуждений, Организацию действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Основные особенности волевой деятельности: осознанность, детерминированность, как жизненными обстоятельствами, так и складом личности.

Основным элементом волевой деятельности служит волевой акт.

Волевые качества/вернее их антипод, т. е. внушаемость нерешительность, безволие, импульсивность, являются источником травматогенных ситуаций. Наиболее опасным считается групповое внушение, когда сильная антисоциальная личность внушает нездоровые мысли и идеи, могущие привести к различным нарушениям и телесным повреждениям.

С эмоционально-волевой тесно соприкасается мотивационная сфера.

Мотивация — это совокупность мотивов, желаний, устремлений, побуждений, установок и других побудительных сил личности, усиливаемая волевыми качествами человека.

Мотивационная сфера имеет определенную структуру в виде иерархии мотивов, важнейший из которых — обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в травматогенную ситуацию.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасной деятельности — риском, который означает: либо действие, сопряженное с опасностью (мотивированный риск); либо действие в условиях неопределенности (немотивированный риск).

Причины рискованного поведения: а) выгода, б) опасность проигрыша.

25

22 :: 23 :: 24 :: 25 :: Содержание


Содержание раздела