Психология безопасности труда


Устойчивые и временные факторы


6.4.1. Режимы труда и несчастные случаи

Из предыдущего изложения следует, что существуют, во-первых, какие-то устойчивые, длительно действующие в организме человека факторы, порождающие его предрасположенность к опасности, и, во-вторых, факторы, которые возникают в нем временно по тем или иным внешним или внутренним причинам.

Прежде, чем говорить о факторах, создающих предрасположенность того или иного вида, следует остановиться на условиях, способствующих их проявлению, и в связи с этим выделить две категории ошибок человека и вытекающих из них несчастных случаев.

К первой категории будем относить такие ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создает опасную ситуацию своими неправильными действиями. Например, токарь начинает работать при снятом защитном кожухе или после выключения станка рукой останавливает вращающуюся деталь.

Ко второй категории отнесем ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать, не смог добиться требуемой точности и т. п.

Та и другая категория ошибок и вызванных ими несчастных случаев имеют различную психологическую природу; в первом случае они связаны с неиспользованием индивидуальных ресурсов; во втором — с их нехваткой. И проистекают эти ошибки из разных индивидуальных качеств человека. Качества, связанные с мотивационными особенностями субъекта, определяют главным образом неиспользование возможностей, а психологические качества — их ограниченность.

В психологии безопасности труда, когда говорят о профессии, обычно обращают внимание на степень ее опасности. Однако в любой профессии, независимо от степени опасности, человеку приходится сталкиваться с различными режимами работы, предъявляющими различные требования к использованию его индивидуальных ресурсов: учебно-тренировочный,

81

минимальный, оптимальный, экстремальный режим.

Следовательно можно вести речь как о типичных для каждого из режимов труда ошибках, и причинах несчастных случаев, так и об их разной психологической природе.


При учебно- тренировочном режиме трудовые задачи решаются условно; у рабочего отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда (например, обучение на тренажере или учебном стенде). Поэтому ошибки в основном связаны с мотивационной сферой — отсутствием стремления действовать так же внимательно, как при обычном, т. е. реальном труде.

Минимальный режим работы связан с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок. Ошибки и происшествия обычно так же порождаются мотивационной сферой и недооценкой значимости задач. Низкая мотивация, малая загрузка, невысокая цена ошибки вызывают расслабление и снижение интереса к деятельности, понижение уровня внимания. Все это влечет за собой ошибки в самых простых действиях, а неожиданное усложнение ситуации здесь зачастую застает человека врасплох, и он может не справиться с задачей, которую свободно решает в оптимальном режиме.

Оптимальный режим работы — наиболее типичный для любого вида труда. Он характерен большой продолжительностью, широким использованием навыков и умений, особым вниманием и собранностью. В таком режиме используется примерно 40—60% ресурсов организма. Практически все ресурсы по охране труда (на рабочем месте, на производственном участке, в лаборатории и пр.) основываются на этом режиме работы. В то же время при длительном оптимальном режиме зачастую причиной ошибок и несчастных случаев может быть нехватка ресурсов, возникающая в связи со снижением внутренних возможностей человека, из-за его утомления.

Экстремальный режим работы возникает за счет значительного усложнения задач (роста внешних ограничений или существенного снижения внутренних возможностей, появления опасностей, высокой цены ошибки и пр.). При этом человек без высокой волевой регуляции и широкого использования резервов, как правило, уже не может удовлетворительно справляться с выполнением возложенных на него функций. В этом режиме чаще всего приходится иметь дело с ошибками, обусловленными нехваткой ресурсов или высокой эмоциональной напряженностью.

82

В инструкциях по охране труда обязательно должен быть предусмотрен раздел «Действия в экстремальной (аварийной) ситуации».

Таким образом, каждому режиму труда присущи свои причины ошибок и связанные с ними неприятности и несчастные случаи.

83

81 :: 82 :: 83 :: Содержание


Содержание раздела